Далеко не любой квадроцикл проедет по глубокой грязи, броду, раскисшей почве и болотистой местности. А на российском бездорожье можно легко встретить все перечисленное, особенно в межсезонье.
Расскажем, что понадобится для безопасной езды по мокрым маршрутам, и как правильно проезжать топкие участки.
Что должно быть у квадроцикла для грязевых маршрутов
Какое дополнительное оборудование понадобится
Базовая комплектация большинства квадроциклов предназначена для сухого бездорожья, если это не специальная модель для грязи. Поэтому для глубоких погружений квадроцикл лучше дооснастить.
Вот что точно пригодится для езды по болотам:
- Электролебедка. Ее мощности должно хватать, чтобы вытащить квадроцикл вместе со всем багажом. Например, квадроциклы CFMOTO весят в среднем 400–420 кг, при этом их лебедки рассчитаны на 680 кг. Еще желательно, чтобы лебедка управлялась дистанционно с пульта — иначе придется запускать ее, стоя в грязи рядом с застрявшим квадроциклом.
- Расширители колесных арок. Прикроют райдера и багаж от летящих из-под колес брызг.
- Защита днища. Это толстый слой пластика, который закрывает рычаги подвески. Защита особенно важна при езде по грязи — в ней могут скрываться камни, пни, бревна, ямы, кочки и другие препятствия, о которые можно повредить ходовую.
- Закрывающийся пластиковый кофр. В нем припасы останутся сухими и чистыми.
- Бедлоки — специальные накладки на колеса, которые не дают шине соскочить с диска. В грязи это частое явление, особенно если ехать на приспущенных колесах. А колеса для мокрых маршрутов часто спускают — так ниже шанс закопаться.
- Канистры. При езде по грязи расход бензина всегда выше, чем на сухой грунтовке, потому запас топлива будет не лишним.
- Колеса с высоким протектором и увеличенным диаметром — 28–30 дюймов. Резина из базовой комплектации маловата (26–27 дюймов), и как правило, имеет универсальный протектор — она сильнее зарывается в грязь.
- Вынос радиатора и шноркели. Нужны, чтобы двигатель охлаждался, получал воздух и выдавал выхлоп, даже если ехать по сиденье в воде. Без шноркелей и выноса двигатель может «захлебнуться»: в него попадет вода и он заглохнет. Завестись после этого не выйдет, и квадроцикл придется вытаскивать.
- GPS-маячок. Пригодится, если квадроцикл уйдет под воду полностью — с маячком место утопления не потеряется. Хороший маячок стоит около 5 000 ₽. Более дешевые модели дают слабый сигнал, который может затеряться в лесу.
- Аккумулятор повышенной емкости. Если двигатель заглохнет и квадроцикл придется тащить, такой аккумулятор сможет долго питать лебедку — это даст больше времени на спасение квадрика.
Какая экипировка нужна райдеру
Как подготовиться к поездке
Грязный маршрут гораздо опаснее, чем сухой, поэтому перед поездкой лучше перестраховаться:
- Сообщить близким свой маршрут и примерное время возвращения.
- Записать контакты, по которым можно обратиться за помощью, если квадроцикл застрянет. Это может быть МЧС, эвакуатор, тракторист, местное сообщество джиперов или квадроциклистов.
- Взять заряженный пауэрбанк, припасы еды и воды, сигнальную ракетницу.
- Учесть прогноз погоды в день поездки и за несколько дней до нее. Если маршрут пролегает по густому лесу, а два дня назад прошел сильный дождь — скорее всего, грязи слишком много, и поездку лучше отложить.
Как правильно ехать по глубокой грязи
Вот главные правила для мокрых маршрутов:
1. Проезжать грязь, лужу или брод только на пониженной передаче и на одной скорости, не замедляясь и не ускоряясь. Если замедлиться — можно застрять. А если резко добавить газ, колеса могут забуксовать и загрузнуть. Скорость лучше держать небольшой по ряду причин:
- неизвестно, какая глубина по всей длине грязи, и нет ли на дне ям или препятствий;
- если колеса забуксуют, можно потерять управление и уйти в занос;
- брызг из-под колес будет меньше, и квадроцикл с райдером останутся чистыми.
2. Полный привод и блокировку дифференциала включать до заезда в грязь, а не во время. Для этого нужно полностью остановиться и нажать тумблеры на руле.
3. Если квадроцикл начинает застревать — замедляется или погружается в грязь — нельзя резко добавлять газ. Скорее всего, это уже не поможет, даже наоборот: колеса сильнее закопаются в дно. Лучше попытаться вырулить к ближайшему сухому месту, если оно близко и квадроцикл еще продолжает движение. Если такой возможности нет, рекомендуется сразу слезать и вытаскивать квадроцикл лебедкой, пока он не погрузился глубоко и вода не попала в двигатель.
4. Если впереди вода — остановиться и проверить глубину палкой. Делать это желательно по всей длине мокрого участка — может оказаться, что глубина увеличивается.
5. Если есть возможность объехать воду и грязь, лучше так и сделать. Особенно при путешествиях в одиночку, когда никто не поможет вытащить квадроцикл.
6. Не заезжать в раскатанную колею. Как правило, такие колеи остаются на лесных и полевых дорогах после сельскохозяйственной техники. Даже если колея уже подсохла, в ней сложно маневрировать. Поэтому лучше ехать параллельно колее слева или справа.
Для езды по болотам, грязи и воде квадроциклу нужны мощный мотор, большой клиренс, вынос радиатора, шноркели и электролебедка. Райдеру понадобится непромокаемая экипировка и дополнительный комплект сухой одежды. Ехать по грязи нужно прямо и медленно, с полным приводом и блокировкой дифференциала. А если квадроцикл начал застревать — выруливать к ближайшему сухому участку, либо вытаскивать его с помощью электролебедки.