Как ездить на квадроцикле по болоту: все о подготовке к «мокрым» маршрутам

Как ездить на квадроцикле по болоту: все о подготовке к «мокрым» маршрутам

Далеко не любой квадроцикл проедет по глубокой грязи, броду, раскисшей почве и болотистой местности. А на российском бездорожье можно легко встретить все перечисленное, особенно в межсезонье. 

Расскажем, что понадобится для безопасной езды по мокрым маршрутам, и как правильно проезжать топкие участки.

Что должно быть у квадроцикла для грязевых маршрутов

  • Мощный двигатель — не меньше 60 л.с. для квадроцикла весом 400 кг. Чем мощнее двигатель, тем лучше: только мощный мотор сможет вытащить квадроцикл из грязи. 
  • Разные режимы работы двигателя. Хотя бы два: более спокойный для грязи и обычный или спортивный для сухих участков. Режим двигателя влияет на то, как курок газа откликается на нажатие.
  • Пониженная передача. У некоторых бюджетных квадроциклов есть только одна передняя передача, и для езды по болоту такие модели не подходят. На пониженной передаче можно долго ездить медленно без риска поломки для трансмиссии. Также на ней проще удерживать маленькую скорость. 
  • Большой дорожный просвет — от 29 см. Квадроцикл с большим просветом сможет проехать через глубокую грязь, не погружаясь в нее днищем и бампером. 
  • Небольшие габариты. Чем меньше квадроцикл, тем проще на нем рулить в грязи и тем меньше его заднюю часть заносит в поворотах. 
  • Блокировка дифференциала. Если ее включить, колеса продолжат вращаться с одинаковой скоростью, даже если одно из них закопалось в грязь. Так проще сохранить управление на скользкой жиже и выбраться из болота.
Как ездить на квадроцикле по болоту: все о подготовке к «мокрым» маршрутам

В более спокойном режиме двигателя газ дозируется плавнее, что позволяет точнее подбирать скорость в грязи

Какое дополнительное оборудование понадобится

Базовая комплектация большинства квадроциклов предназначена для сухого бездорожья, если это не специальная модель для грязи. Поэтому для глубоких погружений квадроцикл лучше дооснастить.  

Вот что точно пригодится для езды по болотам: 

  • Электролебедка. Ее мощности должно хватать, чтобы вытащить квадроцикл вместе со всем багажом. Например, квадроциклы CFMOTO весят в среднем 400–420 кг, при этом их лебедки рассчитаны на 680 кг. Еще желательно, чтобы лебедка управлялась дистанционно с пульта — иначе придется запускать ее, стоя в грязи рядом с застрявшим квадроциклом. 
  • Расширители колесных арок. Прикроют райдера и багаж от летящих из-под колес брызг. 
  • Защита днища. Это толстый слой пластика, который закрывает рычаги подвески. Защита особенно важна при езде по грязи — в ней могут скрываться камни, пни, бревна, ямы, кочки и другие препятствия, о которые можно повредить ходовую.
  • Закрывающийся пластиковый кофр. В нем припасы останутся сухими и чистыми. 
  • Бедлоки — специальные накладки на колеса, которые не дают шине соскочить с диска. В грязи это частое явление, особенно если ехать на приспущенных колесах. А колеса для мокрых маршрутов часто спускают — так ниже шанс закопаться.
  • Канистры. При езде по грязи расход бензина всегда выше, чем на сухой грунтовке, потому запас топлива будет не лишним. 
  • Колеса с высоким протектором и увеличенным диаметром — 28–30 дюймов. Резина из базовой комплектации маловата (26–27 дюймов), и как правило, имеет универсальный протектор — она сильнее зарывается в грязь. 
  • Вынос радиатора и шноркели. Нужны, чтобы двигатель охлаждался, получал воздух и выдавал выхлоп, даже если ехать по сиденье в воде. Без шноркелей и выноса двигатель может «захлебнуться»: в него попадет вода и он заглохнет. Завестись после этого не выйдет, и квадроцикл придется вытаскивать.  
  • GPS-маячок. Пригодится, если квадроцикл уйдет под воду полностью — с маячком место утопления не потеряется. Хороший маячок стоит около 5 000 ₽. Более дешевые модели дают слабый сигнал, который может затеряться в лесу.
  • Аккумулятор повышенной емкости. Если двигатель заглохнет и квадроцикл придется тащить, такой аккумулятор сможет долго питать лебедку — это даст больше времени на спасение квадрика.
Как ездить на квадроцикле по болоту: все о подготовке к «мокрым» маршрутам

Дополнительное оборудование — например, лебедка и вынос радиатора — делают езду по болотам комфортнее и безопаснее

Какая экипировка нужна райдеру

Главная задача экипа — сохранить тело сухим. Поэтому раздельные куртка и штаны не подходят, лучше взять цельный комбинезон. 

Ботинки должны быть высокими, с водонепроницаемым швом. Если большая часть маршрута проходит по грязи, то вместо ботинок можно обуть высокие резиновые сапоги или забродники для рыбаков. Активно маневрировать на мокрых участках все равно не придется, поэтому обувать квадроциклетные боты не обязательно. 

Перчатки тоже нужны длинные, чтобы рукава куртки перекрывали манжеты с запасом. На большом пальце должен быть пластиковый скребок — чтобы смахивать грязь с визора. Такие перчатки можно найти среди экипировки для снегоходов. 

С собой желательно взять сменный комплект одежды. Если все-таки доведется промокнуть или сильно испачкаться — можно будет переодеться. А поскольку в грязи чаще всего мокнут ноги, пригодится несколько пар высоких водонепроницаемых носков. 

Кроме одежды, понадобятся инструменты: телескопическая палка и лопата. Палкой можно проверить глубину брода или лужи. А лопата пригодится, чтобы откопать застрявший квадроцикл. Если грязь будет очень жидкая, то лопата может и не помочь, но лучше взять ее, чем не взять.

Как подготовиться к поездке

Грязный маршрут гораздо опаснее, чем сухой, поэтому перед поездкой лучше перестраховаться: 

  • Сообщить близким свой маршрут и примерное время возвращения. 
  • Записать контакты, по которым можно обратиться за помощью, если квадроцикл застрянет. Это может быть МЧС, эвакуатор, тракторист, местное сообщество джиперов или квадроциклистов. 
  • Взять заряженный пауэрбанк, припасы еды и воды, сигнальную ракетницу. 
  • Учесть прогноз погоды в день поездки и за несколько дней до нее. Если маршрут пролегает по густому лесу, а два дня назад прошел сильный дождь — скорее всего, грязи слишком много, и поездку лучше отложить.

Как правильно ехать по глубокой грязи

Вот главные правила для мокрых маршрутов: 

1. Проезжать грязь, лужу или брод только на пониженной передаче и на одной скорости, не замедляясь и не ускоряясь. Если замедлиться — можно застрять. А если резко добавить газ, колеса могут забуксовать и загрузнуть. Скорость лучше держать небольшой по ряду причин: 

  • неизвестно, какая глубина по всей длине грязи, и нет ли на дне ям или препятствий;
  • если колеса забуксуют, можно потерять управление и уйти в занос;
  • брызг из-под колес будет меньше, и квадроцикл с райдером останутся чистыми. 

2. Полный привод и блокировку дифференциала включать до заезда в грязь, а не во время. Для этого нужно полностью остановиться и нажать тумблеры на руле.

3. Если квадроцикл начинает застревать — замедляется или погружается в грязь — нельзя резко добавлять газ. Скорее всего, это уже не поможет, даже наоборот: колеса сильнее закопаются в дно. Лучше попытаться вырулить к ближайшему сухому месту, если оно близко и квадроцикл еще продолжает движение. Если такой возможности нет, рекомендуется сразу слезать и вытаскивать квадроцикл лебедкой, пока он не погрузился глубоко и вода не попала в двигатель. 

4. Если впереди вода — остановиться и проверить глубину палкой. Делать это желательно по всей длине мокрого участка — может оказаться, что глубина увеличивается. 

5. Если есть возможность объехать воду и грязь, лучше так и сделать. Особенно при путешествиях в одиночку, когда никто не поможет вытащить квадроцикл.

6. Не заезжать в раскатанную колею. Как правило, такие колеи остаются на лесных и полевых дорогах после сельскохозяйственной техники. Даже если колея уже подсохла, в ней сложно маневрировать. Поэтому лучше ехать параллельно колее слева или справа.

Как ездить на квадроцикле по болоту: все о подготовке к «мокрым» маршрутам

Если остановиться посреди глубокой грязи или брода — инерция потеряется, и колеса могут погрузиться в дно под весом квадроцикла

Кратко

Для езды по болотам, грязи и воде квадроциклу нужны мощный мотор, большой клиренс, вынос радиатора, шноркели и электролебедка. Райдеру понадобится непромокаемая экипировка и дополнительный комплект сухой одежды. Ехать по грязи нужно прямо и медленно, с полным приводом и блокировкой дифференциала. А если квадроцикл начал застревать — выруливать к ближайшему сухому участку, либо вытаскивать его с помощью электролебедки.

0