Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

У квадроциклов бывают три вида коробки передач: механическая, полуавтоматическая и автоматическая. Расскажем, чем они отличаются и как правильно переключать передачи в каждом из случаев. Но для начала разберёмся, как работает коробка и на что влияет выбранная передача.

Как устроена коробка передач

Коробка переключения передач (КПП) — это часть большого узла, который называется трансмиссией. Задача трансмиссии — передавать вращение с двигателя на колесо. Вот как это происходит:

  1. Райдер нажимает на курок газа. 
  2. В двигатель поступает бензин и сгорает там, выделяется газ. 
  3. Давление газа вращает вал мотора.
  4. Вращение передается на шестерню, выбранную на КПП. 
  5. Через шестерни вращение переходит на вал, который вращает колеса. 

От выбранной передачи зависит то, как квадроцикл разгоняется. 

На пониженной передаче вращение от двигателя к колесам передает шестеренка самого маленького диаметра. Двигатель очень быстро набирает обороты, и квадроцикл легко разгоняется.

На повышенной передаче включается шестерня большого диаметра. Двигатель плавнее набирает обороты, а квадроцикл плавнее разгоняется.

Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

Пониженная передача нужна для буксировки тяжелого груза, для проезда через грязь, песок, брод, и для езды в горку

Чем отличаются разные коробки

На большинстве взрослых квадроциклов стоит вариаторная КПП. Но механическая и автоматические трансмиссии тоже иногда встречаются. 

Механическая Автоматическая Вариатор
Рычаг сцепления Есть Нет Нет
Количество передних передач Обычно 4 1 Обычно 2, у некоторых квадроциклов 3: повышенная, пониженная, и сверхпониженная
Эффективность на бездорожье Высокая Низкая Средняя
Насколько сложно освоить Сложно Очень легко Легко
Как часто нужно переключать передачи Каждый раз, когда скорость меняется на 10–20 км/ч Только при трогании с места, полной остановке или переключении на задний ход Только при смене условий езды: если ехали по сухой ровной дороге и заехали в грязь, или наоборот

Как переключать передачи на МКПП

Механическая КПП (она же МКПП или «механика») встречается редко, в основном на старых моделях Honda или Yamaha. Освоить механику проще тем, кто уже имел с ней дело на мотоцикле — принцип действия такой же. 

У квадроциклов с МКПП, кроме рычага переключения передач, есть еще рычаг сцепления на левой рукоятке руля. Передачи переключаются ногой, чтобы райдер не отрывал руку от руля: на бездорожье это опасно. 

Вот как пользоваться механической коробкой: 

  1. Убедиться, что квадроцикл стоит на парковочном тормозе, а на КПП выбрана нейтральная передача. 
  2. Повернуть ключ зажигания в положение ON и завести квадроцикл электростартером. 
  3. Не убирая обеих рук с руля, пальцами левой руки полностью выжать рычаг сцепления и удерживать. 
  4. Ногой передвинуть переключатель передач с нейтральной на первую. 
  5. Большим пальцем правой руки плавно и легко нажать на курок газа.
  6. Постепенно ослаблять нажатие на рычаг сцепления. Квадроцикл должен поехать вперед. Когда он тронется с места, плавно отпускать рычаг сцепления до конца и одновременно добавлять газ. 
  7. Когда квадроцикл разгонится до 10–15 км/ч, снова полностью нажать рычаг сцепления.
  8. Ножным переключателем выбрать вторую передачу. 
  9. Плавно отпустить рычаг сцепления. Вместе с этим можно усилить нажатие на курок газа, чтобы квадроцикл резко не замедлился. 

За один раз лучше переключаться только между соседними передачами. Теоретически ничто не мешает перейти сразу с первой на третью или с четвертой на вторую. Но это вредно для трансмиссии, и двигатель может заглохнуть, если ему не хватит бензина для поддержания оборотов.

Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

Ножной рычаг переключения передач на квадроцикле с МКПП

На что ориентироваться при выборе передачи на МКПП

Обороты двигателя. Их показывает тахометр на приборной панели. Обычно переключать передачу можно в районе 3000–7000 оборотов в минуту. 

Скорость движения. Принято считать, что первая передача нужна для скорости 10–15 км/ч. До 25–30 км/ч используется вторая передача, до 45–60 км/ч — третья, дальше — четвертая. 

Наклон дороги. Чтобы ехать в горку, нужно перейти на пониженную передачу, даже если скорость и обороты этого не требуют. А на спуске с горки можно переключиться на повышенную — так можно точнее дозировать газ и экономить топливо. 

Свойства дороги. На мягком покрытии — грязи, песке, рыхлом грунте, снегу — проще перемещаться на пониженной передаче. Включить ее нужно еще до заезда на такую дорогу. 

Звук работы двигателя. Чем громче работает двигатель — тем больше оборотов совершает вал, и наоборот. 

Есть ли груз. Если квадроцикл сильно нагружен, переключаться на повышенную передачу лучше позднее, чем при езде налегке. Например, включать четвертую передачу на скорости 55–60 км/ч вместо 45 км/ч.

Как переключать передачи на АКПП

На квадроциклах с АКПП ездить проще всего. У них тоже есть ручка переключения передач, но передача вперед всего одна. Обычно она подписана как D, от «Drive» (ехать). Эту передачу нужно включить один раз, в начале движения. 

Как пользоваться автоматической коробкой: 

  1. Сесть за руль и убедиться, что ручка КПП находится в положении P (парковочный тормоз) или N (нейтральная передача). 
  2. Нажать рычаг тормоза на руле. 
  3. Завести двигатель. 
  4. Не отпуская рычаг тормоза, перевести ручку КПП в положение D. 
  5. Плавно отпустить тормоз. Когда тормозные колодки разожмутся, квадроцикл начнет ехать. 
  6. Большим пальцем нажать на курок газа. 

Чтобы прекратить движение, нужно полностью остановиться, выжать рычаг тормоза и перевести ручку КПП в положение N или P.

Как переключать передачи на вариаторе

У вариатора и АКПП есть одно отличие: передняя передача не одна, а две — повышенная и пониженная. У некоторых моделей есть третья, сверхпониженная. 

Вот как пользоваться вариатором: 

  1. Сесть за руль и убедиться, что ручка КПП стоит в положении P (парковочный тормоз) или N (нейтральная передача), в зависимости от модели квадроцикла. 
  2. Нажать рычаг тормоза на руле. 
  3. Завести двигатель. 
  4. Не отпуская рычаг тормоза, ручкой КПП выбрать передачу. 
  5. Плавно отпустить тормоз. Когда тормозные колодки начнут разжиматься, квадроцикл начнет ехать. 
  6. Большим пальцем нажать на курок газа. 

Чтобы выбрать другую передачу, нужно полностью остановиться, нажать рычаг тормоза, и только тогда переводить ручку КПП.

Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

Для стоянки нужно полностью остановиться, зажать рычаг тормоза и перевести ручку КПП в положение P или N

Для чего нужны передачи на вариаторе

Повышенная передача — чтобы ехать быстро и долго. Она идеально подходит для сухих ровных дорог. 

Пониженная передача — для езды со скоростью 10–20 км/ч. Максимальная скорость для пониженной передачи у разных квадроциклов своя, ее нужно посмотреть в техпаспорте. В целом эта передача подходит для: 

  • буксировки тяжелого груза;
  • длинного подъема в горку;
  • медленного объезда препятствий;
  • проезда через мягкую поверхность — песок, грязь, болотистую почву, рыхлый снег, густую растительность.
Как переключать передачи на квадроцикле с МКПП, АКПП и вариатором

Повышенная передача нужна для сухой ровной дороги, где можно ехать быстро и в одном темпе

Кратко

У квадроциклов есть три вида трансмиссий: автоматическая, механическая и вариаторная. У большинства современных моделей стоит вариаторная трансмиссия с двумя передними передачами — повышенной и пониженной. Ездить на квадроцикле с вариатором легче, чем на модели с МКПП. При этом у него есть передачи и для сложного бездорожья, и для сухой ровной дороги.

0