Как проверить квадроцикл перед покупкой

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Выбор квадроцикла с пробегом — всегда ответственная задача для покупателя. Техника, на которой ездят по бездорожью, требует максимально внимательной проверки всего и вся. Ведь вымытый и красиво сфотографированный вездеход на прошлых выходных могли доставать трактором из реки, или сваривать раму, треснувшую после мощного удара об дерево раму.

Расскажем, как самостоятельно проверить б/у квадроцикл перед покупкой.

Вопросы, которые нужно задать по телефону

  • Кто владелец техники: физлицо или юрлицо. Если квадроциклом владеет компания — то на чем она специализируется? Если фирма сдавала вездеход в аренду туристам, его могут продавать из-за плохого состояния, чтобы не вкладываться в ремонт. 
  • Социальная активность: сидит ли продавец на форумах о квадроциклах, и имеет ли страницы в соцсетях. Об этом пункте мы чуть подробнее расскажем в следующем пункте. 
  • Когда был куплен квадроцикл. Если недавно — возможно, его продают из-за каких-то проблем и дорогого ремонта. 
  • Есть ли тюнинг. Если есть — что именно и зачем было установлено? Если какая-то деталь не нужна — можно спросить, не согласится ли продавец ее снять. 
  • Есть ли чеки на ремонт, детали, расходные материалы (масла, фильтры). Не все владельцы их хранят, поэтому если их не будет — это не страшно. Но если есть — это плюс: чек подтвердит, какие именно детали или расходники использовались, и когда они покупались.  
  • Почему квадроцикл продается. Возможно, владельца получится поймать на нестыковках. Например, он скажет, что продает вездеход из-за переезда, а при встрече оговорится, что переезжать никуда не собирается. 
  • Готов ли на проверку на СТО. Даже если ее не делать — надо узнать реакцию продавца на такой вопрос: не начнет ли нервничать и искать поводы для отказа. 
  • Все ли детали родные. А если нет — что именно менялось и по какой причине. 
  • VIN-номер — для проверки на угон. 
  • Зарегистрирован ли квадроцикл в Гостехнадзоре. Вопрос это скользкий: по закону регистрация нужна, но ее многие не делают. Если она есть — техника почти точно не краденая.
  • Место и время встречи. Для проверки нужно хорошее освещение, ровная поверхность без уклонов, возможность подъема квадроцикла (то есть подъемник, яма, или возможность установить домкрат), и несколько часов времени. Также рядом должно быть место, где можно будет прокатиться с разной скоростью, или владелец должен быть готов выехать на такое. Не стоит соглашаться на проверку второпях в темное время суток на дачном участке с единственным фонарем. Даже если владелец назначает встречу в таких условиях не специально — определить состояние квадроцикла не получится.

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Соцсети и форумы

На квадрофорумах смотрим: что, как часто и как давно писал продавец. Должны насторожить вопросы про сложные ремонты или решение проблем (особенно своими руками и подешевле), или скрутку моточасов, или перенесенные аварии. Также в целом оцениваем активность профиля: давно ли он зарегистрирован, как общается с другими юзерами, какой репутацией пользуется, как относится к технике. 

В соцсетях — ищем фото владельца с квадроциклом. Где катался, как часто, нет ли фото-отчетов об утопленной или перевернутой или застрявшей по руль в грязи технике, или о самостоятельном ремонте в гараже по инструкциям с Ютуба.

Документы

У продавца обязательно должны быть: 

  • паспорт самоходной машины;
  • договор купли-продажи;
  • акт приема-передачи. 

Эти документы нужно проверить: 

  • даты и цена покупки должны быть одинаковыми во всех документах и на чеке;
  • ФИО владельца (можно проверить по паспорту)  должно совпадать с ФИО в документах. 

Как проверить квадроцикл перед покупкой

VIN

Так можно узнать, что квадроцикл не краденный и не в розыске. Проверить технику можно на сайте Госавтоинспекции. Однако не все квадроциклы попадают в базу ворованных, и это не всегда происходит сразу — между кражей и добавлением может пройти не одна неделя. Поэтому кроме проверки по VIN обязательно нужно смотреть и все остальные документы. Также при встрече надо сверить VIN на раме (обычно выбит возле переднего правого рычага подвески, но у некоторых моделей место может быть другим) и в документах.

Проверка технического состояния

Если по всем предыдущим пунктам проблем нет — можно назначать встречу для осмотра. Идеально — если это будет светлое время суток или хорошо освещенное помещение. На месте встречи должна быть ровная площадка без перекосов (уклона), а также возможность поднять квадроцикл — либо на подъемнике, либо домкратами, или завезти его на «яму». 

С собой нужно взять:

  • фонарик;
  • перчатки — чтобы не испачкать руки;
  • домкрат, если на месте встречи не будет подъемника или «ямы» для осмотра снизу;
  • одежда и обувь, которые не жалко испачкать — и для проверки, и для тест-драйва;
  • шлем — для тест-драйва;
  • компрессометр (не обязательно, поскольку добираться до свечей в большинстве квадроциклов неудобно). 

Дальше — расскажем, что и как проверять.

Квадроцикл стоит на земле, двигатель не запущен

Пластиковая обшивка. Мелкие царапины и сколы — нормальное явление для пластиковых деталей. Они должны соответствовать пробегу. Например, если на одометре намотано 300 км, а обшивка вся исцарапана — скорее всего, пробег смотан. И наоборот: если обшивка идеально гладкая, а квадроцикл откатал несколько сезонов — скорее всего, пластик менялся. Возможно, в эту часть кузова пришелся сильный удар, из-за которого обшивка треснула, а значит проверять это место надо внимательнее.  

Багажные решетки. По ним легко понять, что квадроцикл переворачивался — решетки в таком случае почти наверняка гнутся. 

Колеса. Оценивается состояние покрышек. Если они сильно изношены, можно попробовать поторговаться с продавцом. Также проверяется давление — одинаковое ли оно во всех колесах. 

Технические жидкости (антифриз, моторное масло, трансмиссионное масло). В идеале при покупке БУ квадроцикла их надо полностью заменить — неизвестно, насколько качественные жидкости использовал прежний владелец, и как давно их менял. Исключение можно сделать разве что если есть чеки, и по ним видно, что масла и фильтры менялись недавно. 

Основное внимание нужно обратить на чистоту и цвет жидкостей. Если в охлаждающей жидкости есть осадок, или она мутная — скорее всего, двигатель сильно перегревался, и антифриз вообще давно не меняли. Если 

Оптика. Осматриваем состояние фар. Мелкие сколы и царапины — это нормально. Но серьезные дефекты (глубокая трещина, которая может «расползтись») или не родные фары — уже повод для торга. Если фары отличаются друг от друга (цветом и прозрачностью стекла, количеством мелких царапин, яркостью и цветом освещения) — значит, какая-то из них менялась. 

Подвеска. На кузов над каждым колесом нужно надавить сверху — чтобы проверить работу амортизаторов. Придавленная часть кузова должна просесть (но адекватно усилию — не слишком сильно), а после отпускания — без раскачиваний подняться. 

Кроме работы амортизаторов нужно посмотреть, насколько ровно стоит квадроцикл. Проверяется это, когда он стоит на ровной поверхности (без уклона в какую-либо сторону). Наклоняемся и смотрим — нет ли перекосов с каждой (справа, слева, спереди, сзади) стороны?

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Проверка VIN на раме и на двигателе

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Квадроцикл проверяют на ровной площадке при хорошей освещенности

Как проверить квадроцикл перед покупкой

На амортизаторах не должно быть масляных подтеков

Дополнительная комплектация. Почти всегда тюнинг указывает на интенсивную эксплуатацию вездехода. Если установлен багажный кофр или пара дополнительных фонарей — возможно, владелец сделал это просто для удобства. А вот если квадроцикл обзавелся шноркелями и вынесенным радиатором, защитой фар, усиленной защитой днища, более крупными и дорогими колесами с бедлоками — значит, владелец явно не боялся сурового бездорожья, и ездил не редко. А значит выше шанс, что какие-то узлы могут быть повреждены. 

Кроме этого тюнинг повышает цену. Если дополнительные элементы не нужны — можно попросить снять их, чтобы снизить стоимость. Правда, продавец может не согласиться: продавать отдельные запчасти сложнее и дольше.

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Защита днища может говорить о суровых условиях эксплуатации квадроцикла и большой вероятности повреждений

Квадроцикл поднят

Подвеска. Рычаги не должны быть погнутыми, не должны иметь следов коррозии, сильных ударов. Пыльники ШРУС должны быть целые (без отверстий и порезов). Амортизаторы не должны иметь масляных подтеков. 

Кроме визуального осмотра нужно взяться за каждое колесо, и покачать его по вертикали и горизонтали. Если ощущается люфт — втулки или подшипники ступицы изношены. Также проверяется, есть ли люфт у самих рычагов подвески. Если есть — скорее всего, придется менять сайлентблоки или шаровые опоры. 

Рама. Ищем следы сварки или окрашивания, а также любые дефекты: погнутости, трещины, вмятины, коррозию. Если на раме есть не заводские сварные швы или краска — значит, повреждения были, и они ремонтировались. 

Проблемы с рамой — повод как минимум для серьезного торга: в отличие от пластиковой обшивки корпуса или багажных решеток они могут повлиять на безопасность в поездке. Если видно, что ремонт проводился крупный (например, видно много сварных швов, или они есть в разных местах) — лучше вообще отказаться от покупки. 

Места креплений. Если на болтах и гайках или вокруг них есть следы откручивания — значит, деталь снимали для ремонта или замены. Еще хуже — если замечены не родные болты или гайки: значит мало того, что деталь снималась, так в процессе ремонта крепеж потеряли. При этом новый крепеж может оказаться хуже заводского (например, сделан из более мягкого металла, или болт может иметь меньшую длину). 

Защита днища. Следы ударов и ремонта на защите — это нормально. Хуже — если видно, что какая-то часть защиты менялась: значит, в этом месте удар был настолько сильный, что элемент не подлежал ремонту. А значит могли быть повреждены и детали, которые были прикрыты.

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Проверка квадроцикла, поднятого домкратом

Квадроцикл стоит на земле, двигатель запущен

Двигатель. Обращаем внимание, как запустился двигатель. Нормально — если мотор заводится с первого раза и быстро, без натуги, без посторонних звуков. На холостых оборотах звук должен быть равномерным, и тоже без посторонних шумов (скрежет, свист, провалы оборотов), а обороты должны держаться стабильно, не нарастать и не падать. Для чистоты эксперимента лучше запустить и заглушить двигатель несколько раз. 

Выхлоп. Хороший выхлоп не заметен и не слышен (глушитель не вибрирует, не шумит). Любые отклонения — белый/черный/синий цвет выхлопа, или запах гари — означают, что с двигателем есть проблемы. 

Энергопотребители. Проверяем все, что включается и питается от аккумулятора: электролебедку, свет, звуковой сигнал, обогревы (если есть), зарядку на приборной панели. Также проверяем, насколько ярко работает подсветка приборки (если есть), и как отрабатывают все датчики: передач, света, режимов привода.

Поднята передняя часть, двигатель запущен

Трансмиссия. Сначала проверяется работа полного привода. С включенным 4WD нужно рукой покрутить переднее колесо. Нормально — если второе колесо будет крутиться в противоположную сторону.

После этого проверяется блокировка дифференциала — она включается, и колесо крутится еще раз. Теперь второе колесо должно вращаться в том же направлении. 

EPS. Проверяется, когда передняя часть (или весь квадроцикл) поднята домкратом, и двигатель заведен. Руль надо повернуть до упора вправо и отпустить, затем до упора влево и отпустить, и потом выровнять колеса и отпустить. Если EPS работает нормально — отпущенный руль не должен произвольно поворачиваться.

Тест-драйв

Чем больше различных условий (скорость, сложность и «мокрость» маршрута) удастся проверить — тем лучше. Тест-драйв выглядит так: 

  1. Постоянно меняем скорость: разгоняемся и притормаживаем, а также тормозим до полной остановки, и трогаемся с места снова. 
  2. Стараемся проехаться по дороге с разным наклоном (в горку и с горки, а также вдоль склона) и с разной поверхностью (сухая дорога, песок, камни, грязь, брод). 
  3. Поворачиваем как можно больше. 

На что обращать внимание: 

Как двигатель реагирует на курок газа. Обороты двигателя и скорость квадроцикла должны набираться и снижаться плавно, соизмеримо с тем, как нажимается курок (сильно нажат — двигатель быстрее набирает обороты и квадроцикл быстрее едет). Также при добавлении газа не должно быть хлопка (если двигатель карбюраторный), и не должно «стрелять» в воздушном фильтре или глушителе.   

Как квадроцикл тормозит с разной скорости и на разной дороге (грязь, сухая дорога). Как и с курком газа — тормоз должен соизмеримо реагировать на нажатие, квадроцикл должен замедляться без рывков, и не должно присутствовать посторонних звуков. Скрип будет значить, что изношены тормозные колодки, скрежет — может означать, что между колодкой и диском попал песок или грязь, хруст — появляется из-за износа какого-то из элементов тормозной системы или ходовой. 

Как квадроцикл едет на пониженной передаче по препятствиям (в горку, по грязи, через препятствия). Так легче заметить износ или повреждение вариатора. Их симптомы — запах жженой резины, появление дыма, провалы в оборотах или пробуксовка. 

Как переключаются передачи. Не должно быть посторонних шумов (щелчки, стук), рычаг переключения должен двигаться без усилия и включаться сразу (бывает, что пониженная передача включается только если немного добавить газ), на приборной панели должен загореться индикатор выбранной передачи. 

Как руль держит прямое направление. Проверяется на прямой ровной дороге. Если руль начинает уводить в любую сторону — это проблема. Возможные причины — искривленная рама или рычаги, неправильные углы установки колес, или износ или повреждение любого из элементов ходовой. Также увод руля возможен при разном давлении в шинах — это самый безобидный вариант, который надо проверить первым. 

Как квадроцикл поворачивает с максимально повернутым (и влево, и вправо) рулем и включенным полным приводом. Такой тест нужно провести на медленной скорости и в тихом месте. Если повреждены ШРУС — будут слышны щелчки в трансмиссии. 

Как подвеска ведет себя на кочках и препятствиях. Подвеска не должна стучать на кочках. Это проще проверить, если ехать не сидя, а на медленной скорости встать на подножки, и специально покачаться на из стороны в сторону. Также на резких поворотах на быстрой скорости квадроцикл не должен крениться набок. А при езде по кочкам — та сторона, которая наезжает на препятствие, должна возвращаться в нормальное положение без раскачивания.

Как проверить квадроцикл перед покупкой

Тест-драйв квадроцикла

Как распознать серьезные проблемы

Мелкие дефекты — норма для мотовездеходов, и их можно устранить. Но есть и более сложные проблемы, последствия которых устранить либо не получится вообще, либо делать это будет очень тяжело и дорого. Перечислим их. 

Утопление

Вообще квадроцикл-утопленник — явление распространенное и не такое страшное, как в случае с автомобилем. Во-первых — вездеходы рассчитаны на погружение в воду, и все их узлы серьезно защищены от «купания». Во-вторых — даже если какие-то последствия от утопления и были, скорее всего, владелец их устранил. 

Но если утопленника все-таки удастся распознать — это повод как минимум сбить цену. Признаки такие: 

  • сиденье пахнет сыростью (плотная обивка очень долго не дает просохнуть наполнителю, и запах может сохраняться месяцами);
  • в приборной панели есть следы влаги — значит, что квадроцикл погружался с рулем, а значит и в двигатель вода тоже попадала;
  • в масле есть вода — оно более жидкое, и имеет бело-грязный или серый оттенок;
  • клеммы предохранителей окислились (покрыты налетом);
  • соты радиатора помяты — скорее всего, налипшую грязь и тину смывали мойкой высокого давления (это не точный признак утопления, но может дополнить предыдущие пункты). 

Особенно должны насторожить нечищенные от налета клеммы и эмульсия в маслобаке — это значит, что после утопления владелец не проверил настолько важные вещи. А значит и другие узлы могли обслуживаться неправильно или невовремя. 

Сильные удары или столкновения

Их можно определить по следам повреждений (сколы, трещины, вмятины, погнутости) или ремонта (не-родная краска или какие-то запчасти, слизанные грани болтов). Это сразу видно в первую очередь по пластику обшивки, а также по фарам, бамперам, колесным аркам. 

Если заметны следы удара — эту сторону надо проверять внимательнее, поскольку могли повредиться более важные узлы. Например — погнуться или треснуть рама или рычаги подвески. 

Переворачивание

На это легко могут указать грузовые решетки и колесные диски: если они погнуты — скорее всего, квадроцикл переворачивался. Также это может «доказать» масло на воздушном фильтре: если оно есть — скорее всего, вездеход заваливался как минимум на один бок. 

Пробег и моточасы

Как и на автомобилях, скрутить пробег на квадроцикле — можно и несложно. Но кроме него на «возраст» могут указать моточасы. Скрутить можно и их, но делается это сложнее, и требуется разбирать или полностью менять приборную панель — а это заметно и вызовет вопросы.

Также настораживать должно и соотношение моточасов к пробегу. Единого стандарта тут нет, но принято считать, что норма — это около 1:20 (то есть на 1000 км пробега — 50 моточасов). Скорее всего, на таком квадроцикле ездили по полевым и лесным дорогам, или по неглубокой грязи. 

Если соотношение ниже (например, при пробеге 6000 км показывает 500 моточасов, то есть 1:12) — значит, вездеход много ездил на пониженной передаче: забирался в глубокую грязь или пересекал броды. Это не очень хорошо, но в принципе реально. А если соотношение еще ниже — скорее всего, показания скручивались.

Как проверить квадроцикл перед покупкой

С утопленного квадроцикла можно сбить цену

Платная проверка на СТО

Если свободного времени на проверки нет, или своих знаний и опыта не хватает — лучше отвезти квадроцикл на СТО. Мы можем проверить какой-то отдельный узел или систему, или всю технику комплексно — чтобы точно определить ее общее состояние, текущую цену и наличие/отсутствие проблем (а также сразу стоимость и сложность их ремонта). Для записи на осмотр — звоните или пишите

Заключение

При покупке квадроцикла с рук его нужно проверять очень внимательно, поскольку на бездорожье можно повредить любой узел. А последствия повреждений могут проявиться, даже если владелец добросовестно отремонтирует поломку. При проверке главное внимание нужно уделять не внешнему виду квадроцикла, а состоянию его двигателя, ходовой, привода, электрики, подвески. Кроме осмотра обязательно нужно провести тест-драйв, поездив на разной скорости и по разным маршрутам.

0