Как управлять квадроциклом: базовая теория

Как управлять квадроциклом: базовая теория

Сесть за руль квадроцикла и и научиться ездить по прямой асфальтированной дороге можно быстро. Но условия езды обычно более непредсказуемые: на бездорожье можно встретить песок, грязь, ухабы, кочки, овражистые участки, препятствия. Поэтому важно в совершенстве знать, на что способен квадроцикл и как правильно пользоваться всеми его возможностями.

Расскажем основы: как пользоваться всеми элементами управления квадроцикла, разгоняться, тормозить и делать базовые движения.

Элементы управления

Они находятся примерно в одинаковых местах на всех квадроциклах. Могут отличаться только их цвет, форма и количество, если производитель добавил дополнительные опции. 

Расскажем, что и где расположено и за что отвечает. Для примера возьмем один из самых популярных квадроциклов в России — CFMOTO CFORCE 800 HO EPS.

По центру перед райдером находится рулевая колонка, а за ней — приборная панель. На экране показываются скорость квадроцикла, обороты двигателя, включенные передача и режимы. Если в какой-то системе возникнет ошибка, загорится индикатор. Саму панель можно настроить с помощью кнопок вокруг экрана. Кнопки большие, чтобы по ним было легко попасть даже на ходу. 

Как управлять квадроциклом: базовая теория

Справа от рулевой колонки находится замок зажигания, слева — рычаг выбора передачи

На правой рукоятке руля

  • курок газа;
  • кнопка для включения полного привода — чтобы крутились все четыре колеса, а не два;
  • кнопка для блокировки дифференциала — чтобы колесо не буксовало или не проскальзывало.

И курок, и обе кнопки нажимаются большим пальцем. Кнопки обычно прикрыты накладкой, чтобы не задеть их случайно. 

На левой рукоятке руля

  • тумблер для включения поворотников;
  • кнопка аварийной сигнализации;
  • звуковой сигнал;
  • тумблер для включения ближнего и дальнего света;
  • кнопка для запуска двигателя электростартером;
  • тумблер для разматывания и наматывания троса электролебедки. 

Все элементы тоже нажимаются большим пальцем. 

Возле правой подножки расположен рычаг ножного тормоза. У CFORCE 800 HO EPS тормозная система совмещенного типа — если нажать на рычаг, сработает и передний, и задний тормоза. 

Еще бывают квадроциклы с раздельной тормозной системой — у них в дополнение к ножному тормозу есть рычаг ручного тормоза. Обычно он находится справа на рукоятке руля, как у велосипеда или мотоцикла. А у квадроциклов с механической трансмиссией еще есть рычаг на руле слева — он выжимает сцепление для переключения передачи.

Показатели на приборной панели

На панели за рулевой колонкой есть несколько приборов и индикаторов. По показаниям приборов можно отслеживать работу двигателя и несколько других параметров.

Как управлять квадроциклом: базовая теория

Индикаторы показывают выбранную передачу, режим привода и двигателя, дальний свет и поломки разных систем

Самые важные показания: 

  • Обороты двигателя. Указываются в RPM (revolutions per minute, обороты в минуту). На пике двигатель квадроцикла работает в пределах 6000–8000 оборотов. Обороты нужно отслеживать, чтобы двигатель не перегрелся — это случается при долгой работе на повышенных оборотах. Также по RPM можно заметить неисправности двигателя и других систем. Если обороты не держатся, набираются слишком медленно или слишком быстро — это говорит о проблеме.  
  • Моточасы. Показывают, сколько времени работал двигатель. По моточасам отслеживают интервалы техобслуживания замены масла и ремня привода. 
  • Уровень топлива. Верхняя граница шкалы — это полный бак (F, Full), нижняя — почти пустой (L, Low). Если уровень опустится в красную зону, пора заправляться. 
  • Температура масла. Если она уходит в красную зону шкалы, нужно сбавить обороты двигателя и дать ему остыть. Также по температуре можно отслеживать качество масла: если она растет слишком быстро, масло пора менять. 

Еще на приборку выводятся пробег и скорость, но для квадроцикла они не так важны, как для автомобиля. Скорость — потому что на бездорожье нет скоростных режимов, камер и постов ДПС. Пробег — потому что у квадроцикла обслуживание узлов и замену расходников отслеживают по моточасам. 

Самые важные индикаторы: 

  • Включенная передача. Можно случайно включить заднюю вместо передней, или пониженную вместо повышенной. Поэтому на индикатор передачи на приборке всегда нужно смотреть: правильная ли выбрана. 
  • Полный привод и блокировка дифференциала. Показывают, включены ли эти режимы. Если вы включили или выключили режим, а индикатор не отобразил его — с приводной системой или дифференциалом есть проблема. 
  • Фары дальнего света. Его лучше не включать без надобности: яркий свет расходует больше заряда аккумулятора и слепит тех, кто встречается на пути. 
  • Индикаторы поворота и аварийной сигнализации.
  • Индикаторы поломок. Если ни один из индикаторов не горит, проблем нет. Если индикатор желтый, нужно срочно обратить внимание на соответствующую систему. Если красный — поломка критическая, ездить на квадроцикле нельзя.

Базовые движения

Перед выездом на бездорожье важно привыкнуть к тому, как квадроцикл набирает скорость, тормозит и входит в повороты.

Как управлять квадроциклом: базовая теория

Чтобы проежать через сложные участки, нужно научиться пользоваться разными режимами трансмиссии

Запуск двигателя и начало езды

Порядок действий зависит от того, какая у квадроцикла трансмиссия — механическая или вариаторная. 

У большинства моделей стоит вариатор. Вот как тронуться с места на таком квадроцикле: 

  1. Сесть за руль и повернуть его так, чтобы колеса смотрели прямо. А если перед квадроциклом есть препятствие — повернуть колеса в ту сторону, в которую нужно ехать. 
  2. Проверить, какая что на коробке выбрана парковочная передача (P) или нейтральная (N).
  3. Зажать ножной тормоз — или ручной, если он есть. 
  4. В замок зажигания справа от рулевой колонки вставить ключ и повернуть по часовой стрелке до отметки ON. 
  5. Слева на рукоятке руля нажать и несколько секунд держать кнопку электростартера. Двигатель должен завестись, а приборная панель — загореться. 
  6. Включить ближний свет тумблером на руле слева. 
  7. Продолжая держать тормоз нажатым, выбрать переднюю передачу (L или H) или заднюю (R). На приборной панели должен загореться индикатор выбранной передачи. 
  8. Отпустить тормоз. 
  9. На правой рукоятке руля большим пальцем плавно нажать газ. Квадроцикл должен поехать. 

У некоторых квадроциклов вместо вариатора стоит механическая коробка передач, вот как действовать с ней:

  1. Сесть за руль и повернуть его в нужном направлении. 
  2. Проверить, что выбрана нейтральная передача (N). 
  3. Вставить ключ зажигания в замок и повернуть по часовой стрелке до позиции ON.
  4. Нажать на кнопку электростартера и держать несколько секунд. Двигатель должен завестись, а приборная панель — загореться. 
  5. Включить ближний свет. 
  6. Нажать и держать рычаг сцепления слева на руле. 
  7. Выбрать передачу: если нужно ехать вперед — первую, назад — заднюю. На приборной панели должен загореться индикатор выбранной передачи. 
  8. Слегка нажать большим пальцем на курок газа. Обороты двигателя должны вырасти. Это и слышно по звучанию двигателя, и видно по оборотам на тахометре.  
  9. Не отпуская газ, плавно отпустить рычаг сцепления. Если квадроцикл дергается вперед, нужно добавить газ. Этот этап — параллельная работа с рычагом сцепления и с газом — самый сложный в управлении. Поэтому его нужно отрабатывать на площадке, где нет препятствий.

Работа с газом

Чтобы подать газ, нужно нажать курок большим пальцем — он находится на правой рукоятке руля. После этого бензин подается в камеру сгорания двигателя, поджигается искрой и сгорает. Двигатель набирает обороты, передает вращение через трансмиссию на колеса, и квадроцикл едет.

Вот главные правила работы с газом: 

  • Топливо подается в двигатель только тогда, когда курок нажат. Если полностью отпустить курок, бензин перестанет поступать в камеру сгорания, а квадроцикл начнет замедляться до полной остановки. 
  • Чем сильнее нажат курок — тем больше бензина подается, и тем быстрее едет квадроцикл. Чтобы ехать медленно, курок нужно нажать слегка, а для быстрого разгона — выжать сильно.

Насколько чутко двигатель откликается на курок газа — зависит от мощности двигателя, режима его работы, выбранной передачи и настроек производителя.

Как управлять квадроциклом: базовая теория

У всех квадроциклов разная отзывчивость курка газа, поэтому, когда вы садитесь за руль новой для вас модели, придется заново привыкать к работе с газом

Торможение

Тормозить на квадроцикле можно двумя способами:

  • Просто отпустить газ. В двигатель перестанет поступать бензин, и квадроцикл будет замедляться, пока полностью не остановится. Какое расстояние он проедет до остановки — зависит от набранной скорости, уклона дороги и веса квадроцикла. Если квадроцикл медленно поднимался в горку по песку, то без подачи газа он остановится через несколько метров, а если несся по сухой ровной грунтовке — он может проехать и несколько десятков метров.
  • Отпустить газ и нажать на тормоз. Так квадроцикл затормозит быстрее. Чем сильнее нажать на тормоз, тем сильнее тормозные диски сожмут колесо, и тем быстрее квадроцикл остановится. Учиться работать с тормозом нужно на свободной площадке, чтобы привыкнуть к тому, насколько сильно его нужно нажимать в зависимости от скорости.

Переключение передач

У большинства квадроциклов с вариаторной коробкой есть две передние передачи: пониженная L и повышенная H. Пониженная нужна, чтобы ехать медленно, подниматься в горку, буксировать тяжелый груз, проезжать через глубокую жидкую грязь. Повышенная подходит для быстрой езды — например, по твердой грунтовке или через сухое ровное поле. 

У квадроциклов для глубокой грязи и у багги с откидным кузовом может быть дополнительная передняя передача — Extra-L. Она нужна для тех же условий, что и пониженная, только с ней двигатель реагирует на нажатие курка газа еще плавнее. То есть, райдер может точнее подобрать обороты двигателя и скорость под условия езды. 

Чтобы переключить переднюю передачу или включить заднюю, нужно: 

  1. Полностью остановиться, если квадроцикл ехал. 
  2. Нажать на тормоз. 
  3. Переместить рычаг на нужную передачу. 
  4. Отпустить тормоз. 
  5. Нажать на курок газа.

Поворот и разворот

Чтобы поехать вправо или влево, нужно повернуть руль в ту же сторону. Чем больше габариты квадроцикла, тем больше места ему потребуется для поворота. Обычно радиус поворота указан в характеристиках модели. 

На сухой ровной дороге руль поворачивается легче, чем в грязи или на песке. Если у квадроцикла есть электроусилитель руля (EPS), поворачивать руль будет легче, чем на модели без EPS.

Включение полного привода

У всех взрослых квадроциклов есть подключаемый полный привод — режим 4WD. В таком режиме двигатель вращает и передние, и задние колеса. По умолчанию полный привод отключен, и двигатель вращает только задние колеса (режим 2WD). В 2WD-режиме квадроцикл потребляет меньше бензина, поэтому для хорошей дороги используется именно он.

Как управлять квадроциклом: базовая теория

Полный привод нужен для прохождения сложных участков: подъема в горку, грязи или песка

Включать полный привод нужно перед препятствием. Если включить режим 4WD уже в грязи — это может уже не помочь, потому что колеса успеют закопаться. Чтобы включить полный привод, нужно полностью остановиться и нажать на кнопку или тумблер на рукояти руля. На приборной панели должен загореться индикатор — иконка в вид пары колес или надпись 4WD. 

Когда препятствие осталось позади, режим полного привода лучше отключить. Для этого нужно полностью остановиться и еще раз нажать на кнопку переключения привода. На приборной панели должен погаснуть индикатор полного привода.

Включение блокировки дифференциала

Дифференциал — это узел, который принимает крутящий момент от привода, разделяет его и передает на каждое колесо отдельно. В нормальных условиях колеса вращаются с разной скоростью. Это нужно, чтобы проходить повороты и проезжать через участки, где правые колеса едут по твердой почве, а левые — по рыхлой, и наоборот. Такой дифференциал называется свободным. 

Блокировка дифференциала нужна, чтобы проезжать места, где колесо может забуксовать и застрять. Это болотистая топкая почва, грязь, брод с мягким дном, песок, мокрая глина, рыхлая земля. Если квадроцикл заезжает них, и одно колесо теряет сцепление с дорогой — второе тоже перестает вращаться. Из-за этого выехать своим ходом даже с одним застрявшим колесом будет сложно. А если включить блокировку дифференциала, оба колеса будут вращаться с одинаковой скоростью. Тогда то колесо, у которого сохранилось сцепление, сможет вытащить квадроцикл. 

Включать блокировку нужно до заезда на опасный участок. Для включения нужно: 

  1. Полностью остановиться. 
  2. Нажать на кнопку режима 4WD на руле. 
  3. Немного проехать вперед или назад, поворачивая рулем влево-вправо. Это нужно, чтобы зубья дифференциала вошли в зацепление.
  4. На приборной панели должен загореться индикатор включенного режима. Теперь можно преодолевать препятствие.

Где можно научиться управлять квадроциклом

Всю описанную теорию важно отточить на практике. Это можно сделать самостоятельно на несложном маршруте, но лучше — с инструктором и на подготовленной площадке. 

В Москве, в деревне Елизарово, есть большой полигон с километрами внедорожных маршрутов.

Как управлять квадроциклом: базовая теория

На полигоне CFMOTO Experience можно взять квадроцикл в аренду, пройти урок с инструктором и отправиться в заезд для закрепления знаний на практике

Для записи звоните по телефону +7 495 127 70 51 или оставьте заявку на сайте CFMOTO Experience.

0