Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

Для поездок по бездорожью есть два варианта: квадроцикл и внедорожник. Квадроцикл более маневренный, и в большинстве случаев лучше справляется со сложными маршрутами. Зато внедорожник вмещает больше вещей, на нем можно ездить по дорогам, а в закрытом салоне можно включить печку или кондиционер. 

В этой статье мы расскажем про плюсы и минусы каждого варианта.

Сравниваем характеристики

Начнем с сухих цифр. Сравнивать будем характеристики, которые влияют на проходимость и комфорт — самые важные критерии выбора.

Дорожный просвет

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

CFMOTO CFORCE 1000 EPS

Чем больше места под днищем, тем меньше шанс, что оно зацепится за пенек, камень или кочку. И квадроциклы в этом плане безоговорочно выигрывают: утилитарные модели даже в простой комплектации имеют клиренс от 26 см и больше. Есть техника и с большим просветом: например, у CFMOTO CFORCE 1000 EPS дорожный просвет 28.5 см, у РМ DUO 800 EPS — 29.5 см, у CFMOTO ZFORCE 1000 Sport — 34 см.

Что касается внедорожников: у классической «Нивы» по паспорту клиренс от 19 до 22 см, у УАЗов — от 21 до 24 см. Но на практике он меньше из-за масляного поддона двигателя, амортизаторов и глушителя, которые находятся ближе к земле. Из-за этого у внедорожников выше шанс зацепить пенек или кочку днищем и что-нибудь повредить.

Колесная база

Чем короче колесная база, тем более глубокую яму или высокую кочку можно преодолеть, не цепляясь днищем. Проще всего это понять по фото:

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

Кроме проходимости, колесная база влияет на радиус разворота. Чем она короче — тем меньше пространства нужно, чтобы повернуть. Это критично, если на дороге впереди окажется непроходимый участок (например, болото) и нужно будет аккуратно развернуться.

Колесная база среднестатистического утилитарного квадроцикла — 1.5-1.6 м. У двухдверной «Нивы» 2121 база 2.2 м, у четырехдверной — 2.7 м, у УАЗ Хантера — 2.38 м. Следовательно, преодолевать ямы и кочки и разворачиваться проще на квадроцикле.

Возможности тюнинга

Внедорожник с завода слабо подготовлен к бездорожью. Чтобы повысить его проходимость, нужно серьезно потрудиться над тюнингом.

И тут возникает проблема. Вносить некоторые изменения в конструкцию машины вообще запрещено (пример — «кенгурятник» и проставки под диски, выступающие за габариты кузова; дополнительный свет; самодельный крышный багажник). Другие виды тюнинга требуют регистрации (пороги, проставки под пружины, шноркели). Это указано в постановлении правительства №413. Если к запрещенному или незарегистрированному тюнингу придерется инспектор, можно получить штраф 500-800 рублей (по ст. 12.1 КоАП п.1). При повторном нарушении (если не снять тюнинг и продолжать ездить) — штраф 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.

Даже если владелец внедорожника готов пройти сложную и долгую процедуру регистрации, это обойдется недешево — про цены подробнее поговорим ниже.

С квадроциклом все проще: производители сами выпускают аксессуары для тюнинга. Их можно купить и установить самостоятельно. 

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

Аксессуары для тюнинга можно купить и установить самостоятельно

Вес

Очень важный фактор при езде в грязи. Чем больше вес, тем выше шанс, что техника застрянет или уйдет в занос при заезде в грязь. И тем сложнее будет ее доставать, если застрянет.

ATV-квадроциклы весят в районе 400 кг (и это утилитарники — есть и более легкие «туристы» и «спортсмены»). Более крупные UTV-модели могут весить под 800 кг, но это все равно меньше, чем масса любого внедорожника. Для сравнения, небольшая двухдверная «Нива» весит от 1.2 тонны.

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

Внедорожник намного тяжелее квадроцикла, поэтому сильно уступает ему в проходимости

Размеры

На бездорожье размеры имеют значение: чем они меньше, тем проходимее техника (можно проехать между деревьями в лесу, через мост, по узкой накатанной лесной или горной дороге, по сухому участку в огромной луже).

Средняя длина внедорожника — около 3.8-4 м, квадроцикла — 2.7 м (ATV) и около 3 м (UTV). Например, длина UFORCE 1000 EPS — 2945 мм.

Квадроцикл или внедорожник: что лучше?

CFMOTO UFORCE 1000 EPS

Ремонтопригодность

Устройство узлов квадроцикла надежнее, чем у внедорожника — они изначально рассчитаны на контакт с водой, пылью, песком и грязью. Коробка передач (особенно АКПП), привод и подвески устроены проще, электрика лучше защищена. Благодаря этому квадроциклы проще переносят плохие условия эксплуатации и чинятся.

Внедорожники имеют большее количество узлов и систем, которые можно повредить. Также у них больше площадь кузова, который легко поцарапать камнями или ветками.

Комфорт

Пожалуй, единственный пункт, по которому внедорожники явно превосходят квадроциклы. В закрытую кабину не летит грязь, не задувает ветер и не попадает дождь. Мягкие сиденья, печка с кондиционером, медиаплеер — все это делает поездку комфортнее. Правда, есть пара нюансов: 

  • при езде по бездорожью все неровности в автомобиле будут ощущаться сильнее, чем на квадроцикле, за счет более жесткой подвески с меньшим ходом;
  • в чистую кабину придется садиться в грязной одежде и обуви.

У квадроциклов тоже бывает закрытая кабина. Такие модели называются UTV и имеют автомобильную посадку. Они позволяют путешествовать в чистоте. А если кабину полностью закрыть (установить ветровое стекло и двери со стеклами), внутри можно поставить еще и обогреватель.

Испытание реальными условиями

Разберемся, что лучше показывает себя на бездорожье — внедорожник или квадроцикл.

В глубокой грязи

В грязи однозначно лучше справляется квадроцикл. Он меньше весит, имеет короткую колесную базу, больший клиренс и грунтозацепы уже в стоковой комплектации. Даже если квадроцикл застрянет, его будет проще вытаскивать — можно справиться даже в одиночку.

Это самая сложная часть офф-роуда. Встретить глубокую грязь можно как в поле после дождя, так и на лесных дорогах, где из-за тени деревьев и проезжающей техники надолго остаются раскисшие колеи.

Через брод

Квадроциклы же, даже бюджетные, нормально переносят погружение до уровня воздушного фильтра. Они могут заезжать в воду примерно до сиденья — то есть, на глубину 50-60 см. Если же установить шноркели и вынести радиатор, можно пересекать и более глубокие броды.

Чтобы спокойно заезжать в воду, внедорожнику нужен тюнинг — штатная комплектация не предусматривает погружений. Как минимум, придется установить шноркель, чтобы двигатель не «захлебнулся». Но даже если автомобиль проедет брод, есть шанс, что вода навредит электропроводке и кузову (особенно если это болотная жижа).

По твердой дороге

Если дорога ровная (например, накатанная проселочная или лесная), то особой разницы между квадроциклом и внедорожником не будет — на сухой грунтовке они одинаково хороши.

По кочкам и ямам

Ехать по ухабистой дороге и приятнее, и проще на квадроцикле — за счет больших ходов подвесок, диаметров колес и лучшего обзора. Также за счет меньшего размера и колесной базы будет проще маневрировать, объезжая глубокие ямы и большие кочки.

По песку

На зыбком песке важно соотношение мощности к весу. И в этом плане квадроциклы сильно выигрывают у внедорожников.

Рассмотрим на реальных примерах. 

УАЗ Патриот весит примерно 1.9 тонн и имеет мощность двигателя до 150 л.с. Получается, что на 1 кг веса приходится 0.08 л.с.

800-кубовый CFMOTO CFORCE 800 HO EPS весит 435 кг, его мощность — 65 л.с. То есть на 1 кг массы у него есть 0.15 л.с. — почти в два раза больше. А это значит, что через зыбкий песок он будет пробираться эффективнее.

В лесу

Ездить по лесу удобнее на квадроцикле: он меньше внедорожника в ширину и длину и имеет меньший радиус разворота. За счет этого на нем легче маневрировать между деревьями. Также на ATV-квадроцикле можно проезжать под свисающими ветками. На автомобиле сквозь ветки не поездишь — они могут поцарапать кузов или разбить стекло.

А еще на квадроцикле меньше шанс зацепиться за пенек — за счет большего клиренса. К тому же, в базовой комплектации у большинства моделей есть защита днища (или ее можно установить отдельно).

800-кубовый CFMOTO CFORCE 800 HO EPS весит 435 кг, его мощность — 65 л.с. То есть на 1 кг массы у него есть 0.15 л.с. — почти в два раза больше. А это значит, что через зыбкий песок он будет пробираться эффективнее.

Что сколько стоит

Новая техника (цены весны 2022 года). «Нива» у дилера стоит от 610 000 ₽. УАЗ Патриот в базовой комплектации обойдется в 1.5 млн ₽, Хантер — от 1.4 млн ₽.

Квадроциклы популярного китайского бренда CFMOTO стоят в диапазоне от 800 000 ₽ (за 400-кубовый вариант с EPS) до 2.4 млн ₽ (за литровый мотовездеход с кабиной). Модели Русской Механики обойдутся дешевле: от 670 000 ₽ до 990 000 ₽.

С рук: на Авито можно найти 10-15-летний УАЗ в неплохом состоянии (не требующий ремонта) за  250 000-300 000 ₽. «Нивы» стоят примерно столько же.

Квадроциклы с двигателями 400-600 кубов будут стоить от 300 000-400 000 ₽ за модели 2014-2017 годов выпуска. Самые мощные (с объемом двигателя 800 или 1000 кубов) или свежие мотовездеходы обойдутся дороже: в 500 000 ₽ и больше.

Получается, что цены на квадроциклы и внедорожники (как среди новой техники, так и при покупке с рук) находятся примерно в одинаковом диапазоне.

Что проще найти на вторичном рынке

Автомобилей с пробегом в России продают больше, чем квадроциклов. Благодаря этому можно хорошо сэкономить, покупая технику не в салоне, а с рук. Также внедорожник можно быстрее продать, тогда как на квадроцикл искать покупателя придется дольше.

Стоимость и необходимость тюнинга

Внедорожник в стоковой комплектации для офф-роуда подготовлен слабо. Он способен попылить по грунтовке или сухому полю без глубоких ям и канав или проехать по неглубокой грязи, но преодолевать сложное бездорожье без дорогого тюнинга уже не получится.

Вот сколько в среднем стоит тюнинг: 

  • Веткоотбойники — от 2000 ₽. 
  • Защита оптики  — от 5000 ₽ за полный комплект.
  • Комплект защиты днища (раздатка, КПП, рулевые тяги, картер) — от 30 000 ₽. 
  • Защита бампера — от 20 000 ₽ за передний и задний.
  • Кенгурятник — от 6000 ₽.
  • Шноркель — от 5000 ₽.
  • Комплект для увеличения клиренса на 10 см — от 6000 ₽. 
  • Электролебедка — от 20 000 ₽.
  • Расширители колесных арок — от 3000 ₽ за комплект. 
  • Комплект для увеличения хода подвески — от 5000 ₽.
  • Колеса повышенной проходимости (для грязи) — от 50 000 ₽ за комплект. 
  • Диски с бедлоками — от 20 000 ₽ за комплект.

Итого — 172 000 ₽ только за детали, не считая работы по установке. И это только самые основные элементы.

Квадроцикл не потребует столько дополнительных расходов — уже в базовой комплектации средний утилитарник будет более проходимым, чем стоковый УАЗ или «Нива». Из тюнинга могут пригодиться разве что подогревы ручек и сиденья и кофры для вещей.

Вывод: что лучше — внедорожник или квадроцикл

Для бездорожья, особенно сложного (с большими кочками и ямами, узкими лесными тропинками, грязью и бродами), лучше подходит квадроцикл. Он меньше и легче, более поворотливый, имеет простую и защищенную конструкцию, больший клиренс и выше мощность на килограмм массы. Даже самая простая модель с завода готова к заездам, тюнинговать ее не обязательно. Только для выезда на дороги общего пользование придётся переобуться: грязевые шины сильно шумят на асфальте.

0