Если купить угнанный квадроцикл, в лучшем случае можно лишиться и денег, и техники — её вернут законному владельцу. В худшем — можно стать соучастником угона. И даже если угонщика найдут, нет гарантии, что деньги вернут.
Поэтому при покупке квадроцикла с рук важно проверить его на угон. Расскажем, как это правильно сделать.
Подозрительные объявления можно распознать сразу — по тексту, фото и общению с продавцом.
Поискать информацию о документах
Если в объявлении написано, что документов нет, это должно сразу отпугнуть. И не важно, какую причину указал продавец — потерял, покупал уже без них, сгорели. Даже если продавец говорит правду, без документов не получится поставить квадроцикл на учет. Да и когда сотрудник ГИБДД попросит документы, возникнут проблемы.
Проверить аккаунт продавца
Если квадроцикл выставили на крупном сайте вроде Авито, проверьте, есть ли у автора другие объявления, и как давно их выложили. Угонщик, скорее всего, создаст новый аккаунт. Наоборот, хороший знак — если квадроцикл выложен со старого аккаунта, на котором есть и другие объявления.
Пообщаться с продавцом по телефону
Проверить телефонный номер продавца
Если имя и фамилия продавца не указаны в объявлении — их можно спросить по телефону или в переписке. Проверить, действительно ли этот номер принадлежит человеку с таким именем, проще всего через онлайн-банкинг. Для проверки войдите в приложение банка и создайте перевод по номеру телефона. Имя, отчество и первая буква фамилии отобразятся на экране. Если они совпадают с информацией в объявлении, тест пройден.
Другой вариант — добавить номер продавца в контакты. Он автоматически отобразится в списке контактов в мессенджерах. Если пользователь не скрыл фамилию и имя и фото профиля, вы их увидите. Снимок оттуда также можно сравнить с фотографиями в соцсетях.
Проверить соцсети и аккаунты на форумах
Если продавец дал ссылки на свои соцсети и сказал свой ник на квадро-форумах — можно их проверить.
Вот на что нужно смотреть:
- Есть фото продавца на квадроцикле — хороший знак. Еще лучше, если эти фото сделаны на массовых мероприятиях. Угонщик явно не станет выкладывать в соцсети фото себя на краденом мотовездеходе.
- На форуме продавец задавал вопросы или участвовал в обсуждениях. Большой плюс — если продавец делился своим опытом о ремонте на конкретных СТО, особенно если они крупные. Вряд ли он повез бы краденный квадроцикл в хороший сервис. В целом, чем больше активности на форуме и чем старше аккаунт, тем лучше.
- Разная информация о себе — это плохо. Например, если покупателя автор ищет в Ростовской области, на форуме указано, что он живет в Курске, а в соцсети вообще не выбран город.
- В соцсетях продавец подписан на тематические паблики. Это значит что он в теме, и квадроцикл к нему попал не случайно. Это не исключает угон, но снижает шанс.
Если коротко: чем активнее продавец в соцсетях, чем больше информации о себе и квадроцикле публикует — тем лучше.
Проверка соцсетей и форумов — полезный, но не главный пункт. Не все владельцы квадроциклов сидят на форумах и делятся фото с покатушек в соцсетях. Поэтому если у продавца не окажется аккаунтов, или там не будет фотографий на мотовездеходе посреди грязи — это не значит, что он его угнал. Этот пункт поможет только вместе с другими: если есть подозрения, он может их развеять или усилить.
Поискать объявления об угоне
Владельцы создают темы об угнанных квадроциклах на крупных форумах — например, ATVClub. Также об угоне могут писать в тематических пабликах в соцсетях, в сообществах городов и на досках объявлений. Если модель редкая и выпущена недавно, есть смысл хотя бы загуглить её и пройтись по большим сообществам.
Если из предыдущих пунктов ничего не насторожило, можно договориться о встрече. Ее лучше назначить в светлое время или в месте с хорошим освещением. А если у квадроцикла VIN или номер двигателя находятся внизу, нужна еще и эстакада или подъемник, чтобы их рассмотреть.
На встречу нужно взять фонарик, перчатки и влажные салфетки. Салфетки пригодятся, чтобы оттереть от грязи VIN и номер двигателя для сверки.
Рассказываем, что и как проверять.
Расположение VIN у разных брендов и моделей может отличаться. Лучше заранее посмотреть, где его искать. Чаще всего VIN пишут возле правого переднего рычага.
У двигателя тоже есть свой уникальный номер — EIN. Его обычно выбивают под пластиком, прикрывающим вариатор, или с правой стороны квадроцикла — в месте, где вал выходит на задний редуктор.
VIN и EIN также указаны в ПСМ и договоре купли-продажи. Номера на квадроцикле и в документах должны совпадать, на них не должно быть следов исправлений или потертостей, которые мешают чтению.
Регистрация в Ростехнадзоре
По закону, квадроциклы с объемом двигателя от 50 кубов нужно регистрировать в Ростехнадзоре. Если владелец это сделал, можно отправиться с ним в местное отделение и попросить инспектора подтвердить чистоту техники.
Но есть проблема: многие владельцы не регистрируют свои квадроциклы. Поэтому поход в Ростехнадзор не всегда не поможет.
При покупке квадроцикла с рук важно убедиться в «чистоте» квадроцикла. Проверять нужно личность продавца, его аккаунты в соцсетях и на форумах, VIN и номер двигателя, и сверять данные в документах.
Чтобы точно не нарваться на краденую технику, лучше купить подержанный квадроцикл в дилерском центре или проверять технику на хорошей СТО.