Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Квадроцикл ездит по грязи, в клубах пыли, ныряет под воду и переживает другие сложные условия, так что за ним нужно ухаживать. Если пренебрегать уходом, техника долго не протянет: ускорится износ двигателя, тормозов, подвески, электросистемы. Вслед за этим ухудшится управляемость и проходимость. Поэтому небрежное отношение к технике опасно не только для нее, но и для райдера. 

Расскажем, как ухаживать за квадроциклом во время сезона — с весны по осень.

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Квадроцикл требует регулярного ухода

Менять расходные материалы

Лучше записывать, когда и что менялось в последний раз, чтобы не пропустить следующую замену.

Масло в двигателе и маслофильтр

В регламенте у большинства квадроциклов указано, что срок замены масла — каждые 2000–2500 км, каждые 100 моточасов или каждый год. Если за сезон вы не откатали нужный пробег или моточасы, то меняйте масло перед постановкой квадроцикла на зимовку. Зимовать со старым маслом вредно: появившийся осадок забьет маслосистему. Вместе с маслом меняется и маслофильтр.

Воздушный фильтр

Из-за забившегося воздушного фильтра двигатель квадроцикла работает шумнее, а его мощность снижается. Проверять чистоту нужно каждые 1000 км или чаще, если вы много ездите по пыльным дорогам. 

Обычно фильтр находится под сиденьем и закрыт пластиковым корпусом. В старых квадроциклах иногда встречаются бумажные фильтры — такие можно продуть воздухом, а лучше заменить. В новых мотовездеходах обычно используют фильтры из поролона. Стоимость такого — 1000–3000 рублей. 

Каждый раз устанавливать новый фильтр не обязательно: достаточно промыть старый в стиральном порошке или другом моющем средстве, высушить — и можно возвращать на место.

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Промывайте поролоновый воздушный фильтр

Масло в рычагах подвески

В рычаги задней подвески залита густая смазка. Она легко вымывается водой, поэтому после каждого заезда в брод, глубокую лужу или даже после сильного дождя смазку нужно менять. Если контакта с водой нет, то замена нужна реже: каждые 300 км. 

Для быстрой замены в рычагах есть точки шприцевания. Обычно их 4 — по одному на каждый рычаг, но может быть и больше. Где они находятся у вашей модели — написано в инструкции. Там же производитель указывает, какую смазку лучше использовать, и какой объем нужно заливать. 

Если конкретная марка не указана или ее не нашлось в продаже, подойдет: 

  • литол;
  • нигрол или другое трансмиссионное масло;
  • универсальные смазки, например — Mobil Grease, Yamaha Yamalube. 

Для шприцевания нужен специальный шприц. Продается в автомагазинах, стоит от 400-600 рублей.

Ремень привода

Осматривать ремень нужно каждые 6 месяцев или 500 км пробега, а менять — раз в несколько тысяч км, в зависимости от модели квадроцикла. Или раньше, если появились такие проблемы: 

  • медленный набор скорости;
  • пробуксовка, особенно на низких оборотах;
  • квадроцикл заводится, двигатель набирает обороты при нажатии газа, но нельзя тронуться с места;
  • чувствуется запах горелой резины, из вариатора пошел дым. 
Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Осматривайте ремень привода каждые 6 месяцев или 500 км пробега

Обычно ремень изнашивается раньше времени, если не переключаться на пониженную передачу при медленной езде, или долго ехать на максимальной скорости.

Для осмотра нужно снять крышку вариатора, развести шкивы и снять ремень. На нем не должно быть отслоений, трещин, следов смазки, ширина должна быть равномерной. Если есть любой из этих дефектов — замените ремень. Цена ремня начинается от нескольких тысяч рублей.

Свечи

Свеча дает искру, от которой загорается бензин в камере сгорания двигателя. По регламенту свечи нужно менять редко — раз в 6000 км. Но есть симптомы, при которых замена понадобится раньше: 

  • двигатель не сразу заводится;
  • есть провалы газа, троение;
  • квадроцикл стал хуже разгоняться;
  • увеличился расход бензина — могут заметить те, кто ездит по одним и тем же маршрутам. 

Свечей в двигателе столько, сколько и цилиндров. Одна свеча стоит около 500–800 рублей. Чтобы заменить ее самому — загуглите, как подобраться к цилиндру у вашего квадроцикла: расположение отличается у разных моделей. Замена свечей на СТО стоит от 500–600 рублей.

Покрышки

Из-за изношенной резины квадроцикл хуже тормозит, управляется и проезжает по бездорожью. Риск прокола тоже выше, поэтому резину нужно периодически менять. 

Частота замены зависит от модели покрышки, от условий, для которых она предназначена, и от того, соблюдает ли райдер правила эксплуатации. Например, если на спущенных колесах, обутых в грязевую резину с высоким протектором, быстро проехать по асфальту или гравийке — они износятся сильнее, чем за такое же расстояние, но по раскисшей полевой дороге. 

Понять, что покрышку пора менять, можно по индикатору износа. В зависимости от производителя, это могут быть цифры или цветные метки на протекторе, или бугорки в канавках у покрышек для сухих дорог. 

Переобуть квадроцикл можно самому, используя балонный ключ, 2–3 монтажные лопатки и компрессор. Цена работы на шиномонтаже — от 500 рублей за колесо.

Тормозные колодки

Их пора менять, если при торможении слышен скрип, и квадроцикл стал хуже замедляться. Пробег, который выдерживают колодки, зависит от стиля и условий езды: если лихачить по глубокой грязи, они могут износиться и за 300–600 км. А на сухой дороге у спокойного райдера легко отходят больше 1000 км. 

Колодки меняют только парой — нельзя заменить только левую или правую, иначе квадроцикл начнет заносить в сторону. Быстрее всего изнашивается передняя пара. Заменить колодки можно самостоятельно, если есть домкрат. Если ехать на СТО, то работа мастера обойдется в 700–1500 рублей. Цена пары новых колодок зависит от квадроцикла — например, колодки для CFMOTO CFORCE 1000 EPS стоят 4700 рублей на начало весны 2023 года.

Регулировать развал-схождение колес

У нового квадроцикла колеса стоят перпендикулярно земле и параллельно друг другу. Но со временем углы нарушаются, а из-за этого: 

  • ухудшается управляемость, квадроцикл рыскает рулем;
  • сложнее поворачивать;
  • резина быстрее изнашивается. 

Чтобы проверить, нет ли нарушений, нужно выехать на твердую ровную дорогу и проделать следующее: 

  • Разогнаться до 30-–40 км/ч и ослабить хватку на руле. Если руль начинает дергаться в стороны и бить в руки — есть отклонение. 
  • На скорости 10–20 км/ч повернуть руль до упора в любую сторону. Если резина сильно шумит, а руль тяжело поворачивать — есть отклонение.
Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Проверяйте развал-схождение колес

Проще всего проверить и отрегулировать сход-развал на СТО, цена вопроса — от 1500 рублей за 4 колеса. Но можно справиться и своими силами. Для этого нужно поставить квадроцикл на ровной площадке и выровнять руль. Сильное отклонение можно заметить невооруженным глазом. Если не заметно, то нужно замерить рулеткой или лазерной линейкой расстояние между краями колесных дисков в нескольких местах: вверху, внизу, слева и справа относительно оси колеса. 

Для регулировки развала и схождения за колесом на рулевой тяге есть гайки.

Проверять давление в шинах

Делать это нужно перед каждой поездкой, чтобы: 

  • обнаружить и вовремя устранить прокол или пропуск ниппеля;
  • накачивать или спускать колеса в зависимости от условий поездки. 

Для поиска пропусков желательно записывать давление в каждом колесе. Особенно это пригодится тем, кто часто ездит по лесу или камням — то есть есть риск поймать колесом обломанную ветку или острый обломок. Если вы не записываете показатели, то прокол можно обнаружить, если давление в одном колесе будет сильно отличаться от давления в остальных. 

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Проверяйте давление в шинах перед каждой поездкой

Еще давление в колесах влияет на проходимость и управляемость квадроцикла. Подспущенные колеса подходят только для некоторых задач: 

  • езды по песку, грязи, снегу, мягкой рыхлой почве — потому что больше площадь контакта с поверхностью, и квадроцикл будет меньше проваливаться;
  • преодоления крупных препятствий — пней, бревен, камней. 

А вот на твердой сухой дороге полуспущенное колесо будет шуметь, квадроцикл будет ехать медленнее, хуже входить в повороты. Поэтому для езды по асфальту и грунтовкам шины нужно докачивать. До какого давления это можно делать — производители покрышек указывают на боку.

Важно: нормы давления на покрышке могут быть указаны в psi или kPa. А в России давление часто измеряют в атмосферах, барах или кг/см² — эти слова используют на форумах и указывают на шкале манометра. Поэтому обязательно смотрите, в каких единицах написано значение на покрышке и переводите их в те единицы измерения, которые указаны на манометре.

Мыть квадроцикл

Это нужно делать после каждой поездки через грязь. Если комья грязи засохнут на небольшой детали, в следующей поездке они отвалятся и могут ее оторвать. 

Подробности рассказали в статье «Как правильно мыть квадроцикл».

Следить за целостностью проводки

В квадроциклах используют влагозащищенную проводку с уплотнениями. Но при погружении под воду по седло или выше есть шанс, что контакты намокнут. В моменте проблемы могут и не проявиться, но со временем что-то может отказать — например, фара. Или аккумулятор полностью разрядится где-нибудь посреди леса из-за утечки дока.

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Мойте квадроцикл после каждой грязевой покатушки

Поэтому райдерам, которые часто катаются по бродам, важно проверять контакты и очищать их от окисления. Окислившиейся контакт легко обнаружить: на нем появляются бело-зеленые пятна. 

Чтобы добраться до проводки, нужно снимать сиденье и пластиковую обшивку. Поэтому проверять ее логично при консервации квадроцикла на зиму.

Тюнинговать для узких задач

Если вы планируете часто ездить по бродам или глубоким лужам, желательно тюнинговать квадроцикл. В первую очередь пригодится вынос радиатора — с ним можно заезжать под воду, и радиатор не забьется грязью и водорослями. Вынос стоит до 20 тысяч рублей. 

Кроме выноса, для мокрых поездок можно установить шноркель, электролебедку и грязевую резину, если у стандартных покрышек невысокие грунтозацепы.

Если вы планируете часто ездить по сухим твердым дорогам или по песку, смените заводскую резину. Подойдут покрышки с неглубоким частым рисунком протектора — как у легковых автомобилей. Это важно, потому что заводская резина шумит на дороге, ухудшает управляемость на большой скорости и быстрее стирается.

Еще пригодится защита днища — она сохранит лакокрасочное покрытие днища, которое могут повредить камни. 

Для частых поездок в темное время можно установить дополнительный свет и светоотражающие элементы.

Проходить техосмотр

По закону квадроциклы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, должны проходить техосмотр. Многие владельцы не регистрируют свои квадроциклы, а значит, и обязательный техосмотр в Ростехнадзоре не проходят. Но в любом случае желательно возить квадроцикл на СТО для профилактики. Это можно делать раз в год в конце сезона — если неполадки найдутся, за зиму их можно спокойно исправить. 

Комплексная диагностика на СТО обойдется в 5–10 тысяч рублей и займет несколько часов. Диагностика отдельных узлов — например, подвески — стоит около 1–3 тысяч. Если вы закажете запчасти и ремонт на этой же СТО — возможно, диагностика будет бесплатной.

Подготовить к морозам

Мороз и снег не страшны квадроциклу. Если вам тоже — можно не прятать мотовездеход в гараж, а ездить и зимой. 

Перед этим квадроцикл нужно подготовить: заменить шины, масло, антифриз, установить несколько аксессуаров и проверить аккумулятор. 

Подробнее мы писали в статье «Правила эксплуатации квадроцикла зимой».

Кратко про уход за квадроциклом

Как ухаживать за квадроциклом в сезон: чек-лист для владельца

Ездить на квадроцикле можно и зимой, но для этого его нужно подготовить

Перед каждым заездом нужно проверять давление в шинах. После мокрой поездки квадроцикл обязательно моют и шприцуют подвеску. 

Периодически нужно менять расходные материалы: масло и маслофильтр, ремень, воздушный фильтр, покрышки, свечи, тормозные колодки. Примерно раз в сезон — осматривать контакты проводки. 

Если вы часто ездите по сложным маршрутам, проходите платный техосмотр на СТО. Для поездок по глубокой грязи и бродам, а также зимой в мороз по снегу понадобится тюнинг.

0