Не все квадроциклы одинаково хорошо справляются со сложным бездорожьем. Например, недорогие модели для работы и туризма не проедут по глубокой грязи.
Расскажем, от чего зависит проходимость квадроцикла, и как выбрать модель, которая справится с любым маршрутом.
1. Характеристики двигателя
Здесь можно было бы сказать, что важнее всего объем и мощность, но не все так просто. Эти факторы и правда влияют на проходимость по принципу «чем больше — тем лучше». Кроме них, важны еще два параметра:
- Крутящий момент. Чем он больше, тем сильнее колесо отталкивается от поверхности. У малокубатурных моделей крутящий момент обычно около 33 Нм, а у литровых доходит до 90 Нм.
- Соотношение мощности и веса. 60-сильный квадроцикл весом 400 кг будет более проходимым, чем 450-килограммовый, потому что на 1 кг у него приходится больше «лошадей».
Тип подачи топлива тоже важен. Он может быть карбюраторным или инжекторным. Первый обычно встречается на старых или дешевых квадроциклах и плохо влияет на проходимость: топливо в карбюратор подается не так точно и сгорает не в полном объеме. Также карбюратор нужно периодически регулировать, если этого не делать — соотношение воздуха и топлива нарушится и мощность упадет. У современных инжекторных моторов таких проблем нет, поэтому они обеспечивают лучшую проходимость.
Еще на проходимость косвенно влияет объем бака. По бездорожью нужно ехать медленно, на повышенных оборотах двигателя, и при этом периодически разгоняться и притормаживать. В таком режиме расход топлива выше, чем при езде с постоянной скоростью. Поэтому большой бак тоже важен для хорошей проходимости: на полной заправке можно дольше ездить по сложному бездорожью.
Другими словами, дорожный просвет. Клиренс у квадроциклов обычно такой:
- у малокубатурных 26–27 см;
- у более мощных 28–30 см;
- у моделей для грязи и бродов может доходить до 33 см.
3. Тип покрышек и давление в колесах
Даже мощный квадроцикл с большим клиренсом может не проехать по бездорожью из-за «неправильных» колес. Вот что важно для проходимости:
- Размер покрышки. Чем он крупнее, тем больше пятно контакта колеса с поверхностью. Вместе с этим выше и проходимость, потому что вес квадроцикла распределяется по большей площади. Для грязи и песка нужны колеса диаметром 28–30 дюймов и шириной от 10 дюймов.
- Высота протектора. Чем выше протектор, тем больше грязи он отводит. Поэтому для мокрых маршрутов нужны шины с высотой протектора 25–30 мм.
- Рисунок протектора. Есть четыре типа: для грязи, песка, твердых поверхностей и вседорожные для смешанной пересеченки. Между собой они отличаются высотой протектора, его частотой и направлением рисунка. Если протектор не подходит для конкретной поверхности, он будет мешать даже мощному квадроциклу. Например, если пробираться через грязь на покрышках для песка, колеса будут скользить при быстрой езде и застревать при медленной.
- Расположение нитей корда. Бывает диагональным и радиальным. Радиальные покрышки хороши для твердых поверхностей, а диагональные — для бездорожья.
- Давление в покрышке. Для мягких и сыпучих поверхностей его нужно снижать до 0.2–0.4 атм, чтобы увеличить пятно контакта. Для дорог с камнями, ухабами и прочими препятствиями подойдет давление 0.4–0.7 атм. Для твердых ровных дорог можно держать показатели, близкие к максимальным.
Ширина и длина квадроцикла влияют на проходимость, но слабо. Обычно между моделями они отличаются на считанные сантиметры. Эта разница может сыграть роль только в густом лесу, где нужно маневрировать между деревьями.
Более важны колесная база и вес. Вот как они влияют на проходимость:
- Колесная база. Обычно у двухместных квадроциклов она не превышает 1,5 м, а у одноместных 1,2–1,3 м. На квадроцикле с короткой базой проще разворачиваться и входить в крутые повороты, а еще меньше шансов сесть брюхом на край ямы или вершину пригорка.
- Вес. Нормальный вес мощного квадроцикла с литровым мотором — около 400–430 кг. Среднекубатурные модели чуть легче: 370–400 кг. Малокубатурники весят меньше всего: 320–350 кг. Тяжелый квадроцикл сильнее давит на поверхность, и на нем выше шанс застрять в грязи или снегу. Поэтому из моделей с похожими характеристиками лучше взять более легкую.
Есть несколько аксессуаров и систем, которые могут сильно повысить проходимость. Некоторые из них может установить только производитель, например, электроусилитель руля или полный привод. Остальные можно докупить и поставить, когда захочется.
Вот что поможет уверенно покорять сложное бездорожье:
- Электроусилитель руля. Он пригодится при проезде песка, грязи или брода, где колеса поворачиваются особенно сложно.
- Электролебедка. Поможет вытащить квадроцикл, если тот застрял. Справиться с этим можно даже в одиночку, если поблизости есть крепкое дерево или другая опора, за которую можно зацепиться.
- Шноркель. Это труба, по которой воздух поступает в мотор. Так как шноркель располагается выше сиденья, с ним двигатель не «захлебнется», даже если квадроцикл погрузится под воду по руль.
- Вынос радиатора. Устанавливается на переднюю багажную площадку. Нужен для тех же целей, что и шноркель, поэтому их обычно устанавливают в паре.
- Защита днища и рычагов. Она прикрывает подвеску, картер и трансмиссию от камней, пней и прочих препятствий.
- Усиленный бампер. Пригодится в густой чаще, чтобы проезжать прямо сквозь кусты и не бояться поцарапать обшивку о ветки.
- Бедлоки. Защищают колесо от разбортировки при наезде на кочку или ударе сбоку.
6. Режимы работы трансмиссии
Для лучшей проходимости у трансмиссии должны быть эти три режима:
- Полный привод. Есть почти у всех взрослых квадроциклов. По умолчанию он отключен, и двигатель вращает два колеса из четырех. Если включить полный привод, мотор будет крутить все четыре колеса и сильнее толкать квадроцикл вперед.
- Пониженная передача. Если ее включить, можно долго ехать на высоких оборотах без вреда для трансмиссии и мотора.
- Блокировка дифференциала. Если ее включить, на все колеса будет передаваться одинаковый крутящий момент, даже если одно из них потеряло сцепление с поверхностью. Поэтому блокировка сильно выручает на грязи, песке, мокрой рыхлой почве или ухабах.
Модели квадроциклов с хорошей проходимостью
В России есть всего несколько брендов, которые выпускают квадроциклы с высокой проходимостью. Один из самых популярных — это CFMOTO. Его квадроциклы успели заслужить популярность и репутацию надежных. К тому же, они продаются по всей стране и для них легко найти запчасти.
Расскажем о тех моделях, которые лучше всего справятся с бездорожьем. У всех есть электроусилитель руля, электролебедка, защита днища, полный привод, пониженная передача и блокировка дифференциала.
- Для рельефа средней сложности: CFORCE 600. Есть одноместная укороченная версия (S Advanced EPS) и двухместные с длинной базой (Advanced EPS и Overland EPS). У всех модификаций мотор 45 л.с., клиренс 27 см, 26-дюймовые покрышки, вес до 390 кг.
- Для бездорожья с грязевыми участками: CFORCE 800 (HO EPS, HO EPS LTD). Мотор 75 л.с., есть система помощи на спусках, клиренс 30 см, покрышки 27 дюймов, все амортизаторы регулируются.
- Для сложных условий: CFORCE 1000 (EPS, EPS LTD). Выдает 89 л.с., клиренс 31.2 см, покрышки 28 дюймов с грязевым протектором.
- Для экстрима: ZFORCE 1000 Sport R EPS. Спортивная модель с кабиной, литровым мотором 89 л.с. и клиренсом 34 см.
Где купить квадроцикл с хорошей проходимостью
Купить любую модель из обзора, а также другие квадроциклы CFMOTO можно в салонах ATVARMOR. Мы — официальный дилер CFMOTO в России. Кроме квадроциклов, у нас аксессуары для тюнинга и оригинальные запчасти. Заказать понравившуюся модель можно через сайт, по телефонам +7 499 348 27 66 (Москва) или +7 499 403 13 51 (Подольск), или в наших салонах. Мы привезем квадроцикл по Москве и области бесплатно, а по России отправим службой доставки.